Обществознание
Аннотация к рабочей программе по
обществознанию для 5 – 9 классов
Данная рабочая программа разработана для 5 - 9 классов МКОУ «ЛСОШ №2» на
основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования; утвержденного приказом Министерства образования и
науки РФ от 17.12.2010г. № 1897,
2. Примерной программы по учебным предметам. Обществознание.
5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 94 с. – (Стандарты второго
поколения);
3. Обществознание. 5-9 класс. Рабочие программы. Боголюбова
Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2014
г.).Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М.:
Просвещение, 2014;
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования. ФГОС.
Просвещение, 2014. Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников
под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М.: Просвещение, 2014г.
Изучение обществознания в основной
школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие
личности в ответственный период социального взросления человека (11 – 15 лет),
ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия
социальной (в том числе правовой и экономической) информации и определения собственной позиции; нравственной
и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к
самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской
идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний,
необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях;
позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно
взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности;
способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты
прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической
деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных
ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения
типичных задач в области социальных отношений; экономической и
гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях
между людьми разных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной
познавательной деятельности; правоотношениях; семейно- правовых отношениях.
Общая характеристика предмета
Предмет
«Обществознание» в среднем звене выполняет важнейшую функцию социализации
личности, т.к. на уроках учащиеся получают представления об устройстве
современного общества, о различных моделях его развития, способах
взаимодействия личности и общества.
Учебный материал
способствует нравственному воспитанию подрастающего поколения, поскольку в этом
учебном предмете нравственные нормы, условия их реализации являются
непосредственным объектом изучения.
Изучение обществознания играет
значимую роль и в формировании социальной компетентности учащихся , которая
наряду со знаниями и ценностными ориентирами включает в себя также комплекс
умений. Обществознание – учебный предмет в основной школе, фундаментом которого
являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов
на жизнь каждого человека. Школьное
обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках
обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об
устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях,
механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества,
типичных социальных ролях человека в современных условиях.
Существенен
вклад школьного обществознания в гражданское
становление личности, в развитие её социально значимых черт. Оно приобщает
учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как научные
представления об отношениях между гражданами, а также между гражданами и
государством; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности,
практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом;
гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в
Конституции РФ; опыт самостоятельного решения многообразных проблем,
возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского
общества. Всё это позволяет формировать компетентность гражданина.
Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодёжи, включающей наряду со
знаниями и их ценностными ориентирами
также комплекс умений. Среди них – способность ориентироваться в постоянно
нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию,
использовать базовые операции для её обработки; опыт проектной деятельности в
учебном процессе и социальной практике;
умение применять полученные знания для решения не только учебных задач,
но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в
дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях жизни.
В 5 классе
содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с
проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить
преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной
школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие
социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в
расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально
значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны
человеческой жизни в теме «Труд» до
самого значимого – тема «наша Родина – Россия». Учащиеся расширяют круг
сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном
назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Особенностью
курса «Обществознание» в 6 классе является то, что содержание курса возвращает
к изученному в прошлом году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке
в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» дает относительно
развернутое представление о личности и ее социальных качествах, о человеческой
деятельности, включая познавательную. Тема «Человек среди людей» характеризует
его взаимоотношения с другими людьми. Тема «Нравственные основы жизни»
раскрывает
проблемы
качеств, свойственных человеку.
Центральной темой в содержании курса по обществознанию в 7 классе
выступают моральные и правовые нормы как регуляторы общественной жизни. Переход
к их рассмотрению логически оправдан: ученики уже осознали упорядоченность
общественной жизни. Пришло время разобраться в некоторых ключевых механизмах,
обеспечивающих этот порядок. Изучение содержания программы на данном этапе не может сводиться к простому ознакомлению
учеников с набором основных социальных норм, правил различного характера и механизмом их действий, она предполагает
воспитание уважения ко всем данным явлениям.
Важно подвести учащихся к выводу о необходимости руководствоваться
установленными нормами и правилами, проанализировать с ними типичные модели
этических и правовых ситуаций, рассмотреть социально приемлемые способы
поведения в них , дать опыт оценки собственного поведения и поступков других
людей с нравственно-правовых позиций
Описание
предмета в учебном плане.
Обществознание в основной школе
изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения
составляет 136 час. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет
1 час.
В Рабочей программе прописаны
личностные, метапредметные, предметные результаты освоения литературы,
содержание, тематическое планирование.