Биология

Аннотация к рабочей программе по биологии 5 - 9 классы

Рабочая программа  по биологии для основной школы составлена  на основе:  Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном Государственном Стандарте Общего Образования второго поколения (Приказ Минобрнауки от 17.12.2010г. №1897); примерных программ по учебным предметам «Биология 5-9 классы» (стандарты второго поколения) М., Просвещение, 2011; авторской учебной программы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров «Программа основного общего образования.  Биология.  5-9 классы. Концентрический курс» М.: Дрофа, 2015;   (ФГОС).

            Данная рабочая программа ориентирована на использование  учебников по биологии и учебно-методических пособий УМК «Сфера жизни», созданных  коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина.

Содержание образования предмета - биология.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов; Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье; Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

  Учебное содержание курса биологии включает:

5  класс Биология. Введение в биологию – 35часов в год (1 час в неделю);

6  класс Биология. Живой организм  - 35 часов  в год  (1 час в  неделю);

7  класс Биология. Многообразие живых организмов – 70 часов    в год  (2 часа в неделю);

8  класс Биология. Человек - 70 часов в год (2 часа в неделю);

9  класс Биология. Общие закономерности  – 70 часов в год (2 часа в неделю).

 

Цель изучения дисциплины.  

Изучение биологии направлено на достижение следующих  целей:

            ·               освоение       знаний      о       живой       природе       и       присущих        ей

закономерностях;

·        овладения умениями применять биологические знания, работать с биологическимиприборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

·        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

·        воспитание  позитивного целостного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе;

·        использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.

 

Обучение ведется по учебникам:

5  класс – Биология. Введение в биологию. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2015.

6  класс – Биология. Живой организм. Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2015.

7  класс – Биология. Многообразие живых организмов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин,  М.: Дрофа, 2015.

8  класс – Биология. Человек. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин, М.: Дрофа, 2015.

9  класс – Биология. Общие закономерности. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2015.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения:

1)      знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ     здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2)      реализация установок здорового образа жизни;

3)      сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1)      умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2)      умение организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

3)      способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4)      умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

1)      выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

2)      приведение  доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

3)      классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;Хочу такой сайт

4)      объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

5)      различение  на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных разных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

6)      сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

7)      выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

8)      овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2.  В ценностно-ориентационной сфере:

·         знание  основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

·         анализ и оценка  последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3.  В сфере трудовой деятельности:

·         знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

·         соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

·         освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за  состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

·         овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

 

Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и инновационные технологии развивающего, личностно-ориентированного, дифференцированного, проектного,          игрового,             информационно-коммуникативного, объяснительно-иллюстративного обучения и т.д. В старших классах используются и вузовские технологии обучения в школе (уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты).

Требования к результатам освоения дисциплины

Учащиеся в результате изучения биологии на базовом уровне должны знать /понимать: основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория

Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя,

закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем

(структура); сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; уметь: объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;

единство        живой            и          неживой        природы,       родство          живых            организмов; отрицательное

влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;

влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;

взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов,

нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять        приспособления       организмов    к          среде   обитания,       источники мутагенов в

окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы,

зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы

своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое

размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать          и          оценивать      различные     гипотезы        сущности       жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках , научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

 

Формы контроля

Терминологические диктанты, тест, проверочные , лабораторные работы, опорные схемы, устное сообщение на биологическую тему. В старших классах - самостоятельная работа (составление плана ответа, конспекта, подготовка реферата, доклада );

практическая работа, зачет.

 
биология Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575782 Директор/Заведующий Зияродинова Нажабат Расуловна Дата подписания документа 21.04.2021 02:57:51 (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (988) 639-15-11

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».