Биология
Аннотация к рабочей программе по
биологии 5 - 9 классы
Рабочая
программа по биологии для основной школы
составлена на основе: Фундаментального ядра содержания общего
образования, Требований к результатам основного общего образования,
представленных в Федеральном Государственном Стандарте Общего Образования второго
поколения (Приказ Минобрнауки от 17.12.2010г. №1897); примерных программ по
учебным предметам «Биология 5-9 классы» (стандарты второго поколения) М.,
Просвещение, 2011; авторской учебной программы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров
«Программа основного общего образования.
Биология. 5-9 классы.
Концентрический курс» М.: Дрофа, 2015;
(ФГОС).
Данная
рабочая программа ориентирована на использование учебников по биологии и учебно-методических
пособий УМК «Сфера жизни», созданных
коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина.
Содержание образования
предмета - биология.
Курс биологии
на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся
представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и
эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с
учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны
освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры,
сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в
повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования
содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи -
отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в
соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов;
Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье;
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии
составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с
которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения
особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их
жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде
обитания, роли в экосистемах. Содержание структурировано в виде трех разделов:
«Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические
закономерности».
Учебное содержание курса биологии включает:
5 класс Биология. Введение в биологию –
35часов в год (1 час в неделю);
6 класс Биология. Живой организм - 35 часов
в год (1 час в неделю);
7 класс Биология. Многообразие живых
организмов – 70 часов в год (2 часа в неделю);
8 класс Биология. Человек - 70 часов в
год (2 часа в неделю);
9 класс Биология. Общие закономерности – 70 часов в год (2 часа в неделю).
Цель изучения дисциплины.
Изучение
биологии направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний
о живой
природе и присущих ей
закономерностях;
·
овладения умениями применять
биологические знания, работать с биологическимиприборами, инструментами,
справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические
эксперименты;
· развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей;
· воспитание позитивного целостного отношения к живой
природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе;
· использование приобретённых знаний и
умений в повседневной жизни.
Обучение ведется по учебникам:
5 класс – Биология. Введение в
биологию. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2015.
6 класс – Биология. Живой организм.
Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2015.
7 класс – Биология. Многообразие живых
организмов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин,
М.: Дрофа, 2015.
8 класс – Биология. Человек. Н.И. Сонин,
М.Р. Сапин, М.: Дрофа, 2015.
9 класс – Биология. Общие
закономерности. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2015.
Личностные, метапредметные
и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные результаты
освоения:
1) знание основных принципов и правил
отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа
жизни;
3) сформированность познавательных
интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных
умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать
выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными
результатами освоения
выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) умение работать с разными источниками
информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и
справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной
формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной
деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять,
доказывать, защищать свои идеи;
2) умение организовывать свою учебную
деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять
последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять
контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении
результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы – выделение и осознание учащимся того, что уже
усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
3) способность выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе,
здоровью своему и окружающих;
4) умение слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку
зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными
результатами освоения
выпускниками основной школы программы по биологии являются:
В познавательной
(интеллектуальной) сфере:
1) выделение существенных признаков биологических
объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов
растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем;
биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание,
выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция
жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в
экосистемах);
2) приведение доказательств (аргументация) родства человека с
млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости
здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты
окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых
растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов,
ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и
простудных заболеваний;
3) классификация – определение принадлежности
биологических объектов к определенной систематической группе;
4) объяснение роли биологии в практической
деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности
происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления
отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов
наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у
человека, видообразования и приспособленности;
5) различение на таблицах частей и органоидов клетки,
органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов
цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных
отделов, животных разных типов и классов; наиболее распространенных растений и
домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и
животных;
6) сравнение биологических объектов и процессов,
умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
7) выявление изменчивости организмов;
приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в
экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов,
систем органов и их функциями;
8) овладение методами биологической науки:
наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка
биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
·
знание основных правил поведения в природе и основ
здорового образа жизни;
·
анализ и оценка последствий деятельности человека
в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
·
знание и
соблюдение правил работы в кабинете биологии;
·
соблюдение правил
работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы,
скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической
деятельности:
·
освоение приемов
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах
животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения
культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений
за состоянием собственного организма.
5. В эстетической
сфере:
·
овладение умением
оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Основные образовательные технологии
В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и
инновационные технологии развивающего, личностно-ориентированного, дифференцированного,
проектного, игрового, информационно-коммуникативного, объяснительно-иллюстративного
обучения и т.д. В старших классах используются и вузовские технологии обучения
в школе (уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты).
Требования к результатам освоения дисциплины
Учащиеся в результате изучения биологии на базовом уровне должны знать /понимать: основные положения
биологических теорий (клеточная, эволюционная теория
Ч.Дарвина);
учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя,
закономерностей
изменчивости;
строение
биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем
(структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие
искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности,
образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и
биосфере; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую
терминологию и символику; уметь: объяснять: роль биологии в формировании
научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной
естественнонаучной картины мира;
единство живой и
неживой природы, родство живых организмов;
отрицательное
влияние
алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;
влияние
мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;
взаимосвязи
организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов,
нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы
скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать
особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания,
источники мутагенов в
окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в
экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический
состав тел живой и неживой природы,
зародыши
человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы
своей
местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое
размножение)
и делать выводы на основе сравнения;
анализировать
и оценивать различные
гипотезы сущности жизни,
происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их
решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать
изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о
биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках ,
научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и
критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений,
вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм,
наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при
простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
Формы контроля
Терминологические
диктанты, тест, проверочные , лабораторные работы, опорные схемы, устное
сообщение на биологическую тему. В старших классах - самостоятельная работа
(составление плана ответа, конспекта, подготовка реферата, доклада );
практическая
работа, зачет.