Химия
Аннотация к рабочей программе по
химии 8-9 классы.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной
программы основного общего образования по химии, а также программы курса химии
для учащихся 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. –
М.: Дрофа, 2010. Рабочая программа предусматривает обучение химии в объёме 2 часа
в неделю в течение 1 учебного года, 68
часов.
Цели и задачи курса:
-
освоение
важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
-
овладение
умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент,
производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических
реакций;
-
развитие
познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения
химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с
возникающими жизненными потребностями;
-
воспитание
отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и
элементу общечеловеческой культуры;
-
применение
полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в
быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в
повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде.
Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
-
Материальное
единство веществ природы, их генетическая связь;
-
Причинно-следственные
связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
-
Познаваемость
веществ и закономерностей протекания химических реакций;
-
Объясняющая
и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии
элементов;
-
Конкретное
химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений
веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической
эволюции;
-
Законы
природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять
химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы
производства и охраны окружающей среды о загрязнений.
-
Наука и
практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи
практики обусловлены достижениями науки;
-
Развитие
химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и
общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать
решению глобальных проблем современности.
Программа
построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса,
где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9
классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами
обмена веществ.
Общая характеристика учебного
предмета
Изучение предметной области химия
должно обеспечить:
-
формирование
целостной научной картины мира;
-
понимание
возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире,
постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного
сотрудничества;
-
овладение научным подходом к решению различных задач;
-
овладение
умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные
результаты;
-
овладение
умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными
реалиями жизни;
-
воспитание
ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
-
овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза
экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества
окружающей среды;
-
осознание
значимости концепции устойчивого развития;
-
формирование
умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования,
проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов,
представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на
межпредметном анализе учебных задач.
Весь теоретический материал курса химии для
основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся
более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их
соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать
полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом
материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и
теория, и факты.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют
сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах,
ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других
бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества
(типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых
закономерностях протекания реакций и их классификации.
В содержании курса 9 класса вначале обобщенно
раскрыты сведения о свойствах классов веществ — металлов и неметаллов, а затем
подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов.
Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в
народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством
с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического
развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и
углеводов).
Место учебного предмета в
базисном учебном плане
Программа по химии для
основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном
учебном (образовательном) плане образовательных учреждений общего образования –
136 часов (8класс -68 часов, 9 класс-68 часов).
Личностные,
метапредметные и предметные результаты
освоения учебного
предмета
Личностными
результатами изучения
предмета «Химия» являются следующие умения:
-
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
-
постепенно выстраивать собственное целостное
мировоззрение: осознавать потребность и
готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной
деятельности вне школы;
-
оценивать
жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения
здоровья;
-
оценивать экологический риск взаимоотношений
человека и природы.
-
формировать экологическое
мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки
зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на
Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности;
-
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
-
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
-
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно;
-
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные
критерии оценки.
Познавательные УУД:
-
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
-
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания
и критерии для указанных логических операций;
-
строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей.
-
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта.
-
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
-
преобразовывать информацию из
одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
-
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными
результатами изучения предмета
являются следующие умения:
·
осознание роли веществ:
-
определять
роль различных веществ в природе и технике;
-
объяснять
роль веществ в их круговороте.
·
рассмотрение химических процессов:
-
приводить
примеры химических процессов в природе;
-
находить
черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их
различиях.
·
использование химических знаний в быту:
-
объяснять
значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
·
объяснять мир с точки зрения химии:
-
перечислять
отличительные свойства химических веществ;
-
различать
основные химические процессы;
-
определять
основные классы неорганических веществ;
-
понимать
смысл химических терминов.
·
овладение основами методов познания,
характерных для естественных наук:
-
характеризовать
методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их
роль в познании природы;
-
проводить
химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
·
умение оценивать поведение человека с точки зрения химической
безопасности по отношению к человеку и природе:
-
использовать
знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
-
различать
опасные и безопасные вещества.